Адам Драйвер из будущего попадает на Землю эпохи динозавров. Стоит ли смотреть фантастический экшен «65»?
В сети вышел причудливый сай-фай «65», в котором Адам Драйвер сыграл уроженца планеты Сомарис, по воле трагических обстоятельств оказавшегося на Земле времен динозавров — и ставшего свидетелем их грандиозного исчезновения с лица планеты. Международная пресса дружно эту фантастику раскритиковала. «Лента.ру» разбирается, справедлива ли эта критика.
Если у вас возник вопрос, что означает цифра «65» в названии фильма Скотта Бека и Брайана Вудса, то сам фильм быстро развеет все возможные догадки — немедленно сопроводив открывающий титр пояснением «миллионов лет назад». Не нужно быть большим знатоком истории Земли, чтобы сообразить, что именно эта отметка считается временем гибели динозавров. Впрочем, вместо того чтобы погружаться в сопереживания любимым детьми всего мира мегарептилиям а-ля «Земля до начала времен», Бек и Вудс пытаются рассказать совсем другую историю — о том, что у переживающей одну из главных в своей истории катастроф планеты в тот момент мог быть гость. И отличный от гигантского астероида.
Кадр: фильм «65»
Этот гость — уроженец планеты Сомарис по фамилии Миллс (Адам Драйвер), космический пилот, из-за тяжелой болезни дочери вписавшийся в двухлетнюю миссию по транспортировке колонистов и рухнувший на Землю вместе с кораблем после столкновения с астероидными обломками. Все пассажиры трагически погибают, так и не выйдя из криосна, — кроме девочки-подростка Коа (Ариана Гринблатт). Ее родители мертвы, ее язык Миллс не понимает, но так как пару окружает кишащий тираннозаврами и велоцирапторами недружелюбный ландшафт, наладить контакт им все-таки придется. А как иначе добраться сквозь джунгли и серные поля к горе, где покоится отколовшийся от корабля спасательный модуль?
На бумаге идея забросить человека не просто в условный «Парк Юрского периода», а в сам Юрский период, кажется не такой уж проигрышной
Вопросы к фильму «65» возникают, впрочем, уже на первых кадрах, когда Бек и Вудс пафосно, не без реверанса Джорджу Лукасу с его «Давным-давно, в далекой, далекой галактике…» сообщают зрителю: «Задолго до появления человечества обитатели других планет бороздили космос». Что ж, если действие разворачивается задолго до появления человечества, почему жители планеты Сомарис так явно похожи на людей? Почему Миллс вместе с женой и дочерью проводит идиллический последний выходной перед вылетом на песочном пляже, будто он обычный обитатель какого-нибудь Брайтона или Альгарве? Почему он, в конце концов, носит такую земную фамилию Миллс (вопрос о том, как так вышло, что на Сомарисе 65 миллионов лет назад заговорили на английском, задавать, наверное, даже не стоит)?
А я д'Артаньян.В прокате — новая версия «Трех мушкетеров» с Венсаном Касселем и Евой Грин. Стоит ли ее смотреть?Британцы сняли фильм об изобретении «Тетриса» с Никитой Ефремовым.Почему из этого вышла страшная клюква?
Впрочем, жанр научной фантастики по своей природе предполагает, что зритель отбросит первоначальное недоверие, чтобы погрузиться в придуманный авторами мир. В конце концов большую часть аудитории не смущает присутствие людей в той же доисторической галактике «Звездных войн»: мало ли что творится и творилось на бескрайних просторах космоса? Человекоподобный сомаритянин (сомариец? сомариск? нет ответа) Миллс, впрочем, нарывается на подозрения уже тем фактом, что из беззастенчиво вымышленной реальности прорывается в пространство, несколько более изученное, — собственно на Землю, подрывая тем самым доверие к экранной фантазии Бека и Вудса. В конце концов, если где-то в космосе миллионы лет назад обитали люди, то, наверное, и другая планета с похожими на динозавров существами могла найтись?
Кадр: фильм «65»
Если же отставить занудство, то даже такая не самая концептуально продуманная завязка вполне могла обернуться интенсивным, напряженным триллером о выживании в радикально неблагоприятной обстановке. Именно к этому в лучшие моменты фильма Бек и Вудс, известные прежде всего сценарием «Тихого места» (тоже, в общем, работавшего в основном на динамике апокалиптических выживальщических практик), и стремятся. Адам Драйвер отстреливается из бластера от ползущих отовсюду полчищ рапторов. Адам Драйвер и Ариана Гринблатт обнаруживают у себя за спиной тираннозавра (конечно же, в грозовом мраке, конечно же, в отблеске молнии — цитат из «Парка Юрского периода» это кино не стесняется). Адам Драйвер пробирается во тьме пещеры, чтобы вступить в более-менее рукопашную схватку с рептилией. Все это — бойкие, вполне зрелищные сцены, которые разве что подводит не самый роскошный CGI.
Проблема в том, что для полуторачасового фильма о человеке, очутившемся в царстве динозавров, чистого экшена в «65» все-таки маловато
Теоретически легко можно было бы представить это кино парафразом условного «Хищника», ну или, допустим, «Джоном Уиком» с динозаврами вместо киллеров — то есть не заморачивающимся психологией и мотивациями боевиком, поднимающим экшен-ставки с каждой новой сценой. Для Драйвера, которого даже в «Звездных войнах» принудили играть абсурдный недошекспировский внутренний конфликт, такая роль — героя чистого жанра — вполне могла бы быть отдушиной, разбавляющей галерею тех вечных страдальцев, в качестве которых его видят почти все режиссеры мира (кроме разве что Ридли Скотта).
Кадр: фильм «65»
Увы, на это Бек и Вудс пойти не решаются. И поэтому чуть ли не половина хронометража «65» уходит на налаживание контакта между Миллсом и Коа, которая в свою очередь не выглядит полноценным, характеризующимся хоть чем-то, кроме безъязыкой тоски по родителям, персонажем, и призвана, по сути, служить проекцией больной дочери героя, оставленной им на родной планете.
Западные критики в основном ругают «65» за вторичность концепта с выживанием посреди динозавров — по факту, подводит же это кино вовсе не он, а чистая функциональность, ходульность той грошовой психологической драмы, на которую вновь обрекают героя Драйвера. У него над ухом ревет динозавр, а на глазах при этом слезы по доченьке. И смех и грех.
Фильм «65» (65) вышел на Amazon Video